Форум » » Что дало Россіи Православное Христіанство? » Ответить

Что дало Россіи Православное Христіанство?

Святополкъ: ИЛЬИНЪ Иванъ Александровичъ(1883-1954), россійскій религіозный философъ, правовѣдъ, публицистъ. Въ философіи Гегеля видѣлъ систематическое раскрытіе религіознаго опыта пантеизма ("Философія Гегеля какъ ученіе о конкретности бога и человѣка", 1918). Активный противникъ большевизма, идеологъ бѣлаго движенія. Въ 1922 высланъ за границу. Профессоръ Русскаго научнаго института въ Берлинѣ (съ 1923) и издатель журнала "Русскій колоколъ" (1927-30). Въ 1934 уволенъ нацистами, съ 1938 - въ Швейцаріи. Авторъ нѣсколькихъ сотенъ статей и свъ. 30 книгъ, въ т. ч. "О сопротивленіи злу силою" (1925), "Путь духовнаго обновленія" (1935, 1962), "Основы борьбы за національную Россію" (1938), "Аксіомы религіознаго опыта" (т. 1-2, 1953), "Наши задачи" (т. 1-2, 1956). Что дало Россіи Православное Христіанство? Національная духовная культура творится изъ поколѣнія въ поколѣніе не сознательной мыслью и не произволомъ, а цѣлостнымъ, длительнымъ и вдохновеннымъ напряженіемъ всего человѣческаго существа; и прежде всего, инстинктомъ и безсознательными, ночными силами души. Эти таинственныя силы души способны къ духовному творчеству только тогда, если онѣ озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религіозной вѣрою. Исторія не знаетъ культурно-творческаго и духовно-великаго народа, пребывавшаго въ безбожіи. Самые послѣдніе дикари имѣютъ свою вѣру. Впадая въ безвѣріе, народы разлагались и гибли. Понятно, что отъ совершенства религіи зависитъ и высота національной культуры. Россія была искони страною Православнаго Христіанства. Ее творчески ведущее національно-языковое ядро всегда исповѣдовало Православную Вѣру.(Смъ., напръ., статистическія данныя Д. Менделѣева. Къ по знанію Россіи. Стъ. 36-41, 48-49. Къ началу XX вѣка Россія насчитывала около 66% православнаго населенія, около 17% не православныхъ христіанъ и около 17% нехристианскихъ религій (около 5 милліоновъ евреевъ и около 14 милъ. тюрко-татарскихъ на родовъ).) Вотъ почему духъ Православія всегда опредѣлялъ и нынѣ опредѣляетъ столь многое и глубокое въ строеніи русско-національнаго творческаго акта. Этими дарами Православія въ теченіе столѣтій жили, просвѣщались и спасались всѣ русскіе люди, всѣ граждане Россійской Имперіи, - и тѣ, которые о нихъ забывали, и тѣ, которые ихъ не замѣчали, отъ нихъ отрекались или даже ихъ поносили; и граждане, принадлежавшіе къ инославнымъ исповѣданіямъ или инороднымъ племенамъ; и другіе европейскіе народы за предѣлами Россіи. Для исчерпывающаго описанія этихъ даровъ понадобилось бы цѣлое историческое изслѣдованіе. Я могу указать на нихъ лишь краткимъ исчисленіемъ. 1) Все основное содержаніе христіанскаго откровенія Россія получила отъ православнаго востока и въ формѣ Православія, на греческомъ и славянскомъ языкѣ. "Великій духовный и политическій переворотъ нашей планеты есть христіанство. Въ этой священной стихіи исчезъ и обновился міръ" (Пушкинъ). Эту священную стихію крещенія и облеченія во Христа Сына Божія русскій народъ переживалъ въ Православіи. Оно было для насъ тѣмъ, чѣмъ оно было для западныхъ народовъ до раздѣленія церквей; оно давало имъ то, что они впослѣдствіи утратили, а мы сохранили; за этимъ утраченнымъ духомъ они начинаютъ нынѣ обращаться къ намъ, потрясенные мученичествомъ Православной Церкви въ Россіи. 2) Православіе положило въ основу человѣческаго существа жизнь сердца (чувства, любви) и исходящаго изъ сердцa созерцанія (видѣнія, воображенія). Въ этомъ его глубочайшее отличіе отъ католицизма, ведущаго вѣру отъ воли къ разсудку, - отъ протестантизма, ведущаго вѣру отъ разума къ волѣ. Это отличіе, тысячу лѣтъ опредѣлявшее русскую душу, остается навѣки; никакая "унія", никакое "католичество восточнаго обряда", никакое протестантское миссіонерство - не передѣлаетъ православную душу. Весь русскій духъ и укладъ оправославлены. Вотъ почему - когда русскій народъ творитъ, то онъ ищетъ увидѣть и изобразить любимое. Это основная форма русскаго національнаго бытія и творчества. Она взращена Православіемъ и закрѣплена славянствомъ и природой Россіи. 3) Въ нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совѣсти, мечту о праведности и святости, вѣрное осязаніе грѣха, даръ обновляющаго покаянія, идею аскетическаго очищенія, острое чувство "правды" и "кривды", добра и зла. 4) Отсюда же столь характерный для русскаго народа духъ милосердія и всенароднаго, безсословнаго и сверхнаціональнаго братства, сочувствіе къ бѣдному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику (Смъ.. напръ., у Достоевскаго, Дневникъ Писателя за 1873 г., статья III "Среда" и стъ. V "Власъ"). Отсюда наши нищелюбивые монастыри и Государи (Срвъ.. напръ., у И. Е. Забелина. Исторія города Москвы.): отсюда наши богадѣльни, больницы и клиники, создававшіеся на частныя пожертвованія. 5) Православіе воспитывало въ русскомъ народѣ тотъ духъ жертвенности, служенія, терпѣнія и вѣрности, безъ котораго Россія никогда не отстоялась бы отъ всѣхъ своихъ враговъ и нe построила бы своего земнаго жилища. Русскіе люди въ теченіе всей своей исторіи учились строить Россію "цѣлованіемъ Креста" и почерпать нравственную силу въ молитвсъ. Даръ молитвы есть лучшій даръ Православія. 6) Православіе утвердило религіозную вѣру на свободѣ и на искренности, связавъ ихъ воедино; этотъ духъ оно сообщило и русской душѣ и русской культурѣ. Православное миссіонерство стремилось приводить людей "на крещеніе" - "любовью", а никакъ не страхомъ (Изъ наставленія Митрополита Макарія первому казанскому архіепископу Гурію въ 1555 г. Исключенія только подтверждаютъ основное правило). Именно отсюда въ исторіи Россіи тотъ духъ религіозной и національной терпимости, когорый инославные и иновѣрные граждане Россіи оцѣнили по достоинству лишь послѣ революціонныхъ гоненіи на вѣру. 7) Православіе несло русскому народу всѣ дары христіанскаго правосознанія - волю къ миру, братству, справедливости, лояльности и солидарности; чувство достоинства и ранга; способность къ самообладанію и взаимному уваженію, словомъ, - все то, что можетъ приблизить государство къ завѣтамъ Христа (Смъ. ниже главу шестнадцатую). 8) Православіе вскормило въ Россіи чувство отвѣтственности гражданина, чиновника и Царя предъ Богомъ, и прежде всего упрочило идею призваннаго, помазаннаго и Богу служащаго монарха. Благодаря этому тираническіе государи были въ исторіи Россіи сущимъ исключеніемъ. Всѣ гуманныя реформы въ русской исторіи были навѣяны или подсказаны Православіемъ. 9) Русское Православіе вѣрно и мудро разрѣшило труднѣйшее заданіе, съ которымъ почти никогда не справлялась западная Европа, - найти правильное соотношеніе между церковью и свѣтскою властью (Смъ. ниже главу двѣнадцатую. Имѣется въ виду допетровская Россія), взаимное поддержаніе, при взаимной лояльности и взаимномъ непосяганіи. 10) Православная монастырская культура дала Россіи не только сонмъ праведниковъ. Она дала ей ея лѣтописи, т. е. положила начало русской исторіографіи и русскому національному самосознанію. Пушкинъ выражаетъ это такъ: "Мы обязаны монахамъ нашей исторіей, слѣдственно и просвѣщеніемъ" (Пушкинъ. "Историческія Замѣчанія" 1822 г.). Нельзя забывать, что Православная вѣра долго считалась въ Россіи истиннымъ критеріемъ "русскости". 11) Православное ученіе о безсмертіи личной души (Утраченное въ современномъ протестантизмѣ, толкующемъ "вѣчную жизнь" не въ смыслѣ безсмертія личной души, которая признается смертной), о повиновеніи высшимъ властямъ за совѣсть, о христіанскомъ терпѣніи и объ отдачѣ жизни "за други своя" дало русской арміи всѣ источники ея рыцарственнаго, лично-безстрашнаго, беззавѣтно послушнаго и всепреодолевающего духа, развернутаго въ ея историческихъ войнахъ и особенно въ ученіи и въ практикѣ А. В. Суворова, и не разъ признававшагося непріятельскими полководцами (Фридрихомъ Великимъ, Наполеономъ и дръ.). 12) Все русское искусство изошло изъ православной вѣры, искони впитывая въ себя ее духъ духъ сердечнаго созъмолитвенного паренія, свободной искренности и духовной отвѣтственности (Смъ. у Гоголя "Въ чемъ же наконецъ существо Русской Поэзіи". А также "О лиризмѣ нашихъ поэтовъ". Срвъ. мою книгу "Основы Художества. О совершенномъ въ искусствѣ"). Русская живопись пошла отъ иконы; русская музыка была овѣяна церковнымъ пѣснопѣніемъ; русская архитектура пошла отъ храмового и монастырскаго зодчества; русскій театръ зародился отъ драматическихъ "дѣйствъ" на религиозныя темы; русская литература пошла отъ церкви и монашества.Все ли здѣсь исчислено? Все ли упомянуто? Нѣтъ. Здѣсь еще не сказано о православномъ старчестве, о православномъ паломничествѣ, о значеніи церковно-славянскаго языка, о православной школѣ, о православной философіи. Но всего здѣсь и нельзя исчерпать.Все это и дало Пушкину основаніе установить какъ незыблемую "истину: Греческое вѣроисповѣданіе, отдѣльное отъ всѣхъ прочихъ, даетъ намъ особенный національный (характеръ" Пушкинъ "Историческія Замѣчанія" 1822 г.). Таково значеніе Православнаго Христіанства въ русской исторіи. Вотъ чѣмъ объясняются тѣ лютыя, исторически неслыханныя гоненія на Православіе, которыя оно претерпѣваетъ нынѣ отъ коммунистовъ. Большевики поняли, что корни русскаго христіанства, русскаго національною духа, русской чести и совѣсти, русскаго государственнаго единства, русской семьи и русскаго правосознанія - заложены именно въ православной вѣрѣ, поэтому они пьпаются искоренить ее. Въ борьбѣ съ этими попытками русскій народъ и православная церковь выдвинули цѣлые сонмы исповѣдниковъ, мучениковъ и священномучениковъ; и въ то же время возродили религіозную жизнь эпохи - катакомбъ, всюду, въ лѣсахъ, въ оврагахъ, въ селахъ и городахъ. За двадцать лѣтъ русскій народъ научился сосредоточиваться въ молчаніи, очищать и закалять свою душу передъ лицомъ смерти, молиться шепотомъ, организовывать церковную жизнь въ гоненіяхъ и закрѣплять ее въ тайнѣ и тишинѣ. Закладывается фундаментъ новой Россіи: она будетъ строиться на священной крови и на молитвенныхъ слезахъ. И нынѣ, послѣ двадцати лѣтъ гоненій, коммунисты должны были признать (зимой 1937 г.), что одна треть городскихъ жителей и двѣ трети сельскаго населенія продолжаютъ открыто вѣровать въ Бога. А сколькіе изъ остальныхъ вѣруютъ и молятся втайнѣ?...Гоненія пробуждаютъ въ русскомъ народѣ новую вѣру, полную новой силы и новаго духа. Страдаюшія сердца возстанавливаютъ свое исконно-древнее религіозное созъepцa*ние. И Россія не только не уйдетъ отъ Православія, какъ надѣются ея враги на западѣ, но укрѣпится въ священныхъ основахъ своего историческаго бытія. Послѣдствія революціи преодолѣютъ ея причины.

Ответов - 0



полная версия страницы