Форум » » Указ о веротерпимости 1905 » Ответить

Указ о веротерпимости 1905

р.Б. Кириллъ: Указ о веротерпимости 1905 г и официальное признание Католической Церкви в Российской империи. 17 апреля 1905 г., под влиянием развития демократического процесса в Российской империи в царствование Николая II, царское правительство издало указ о веротерпимости. Документ этот, хотя и сохранял прежние привилегии православной Церкви, но разрешал православным менять свое вероисповедание. Вот некоторые важнейшие статьи этого указа, имеющие отношение к католикам: 1) Считать, что отпадение от православной религии в другую христианскую религию или учение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой никаких вредных последствий относительно личных и гражданских прав, причем лицо, достигшее совершеннолетия и отпадшее от православия, признается принадлежащим к тому исповеданию или учению, какое оно само себе выбрало. 2) Признать, что при переходе одного из супругов, исповедующих данную христианскую религию, в другую религию, все малолетние дети остаются в прежней религии, исповедуемой другим супругом. При таким же переходе обоих супругов, дети до 14 лет зачисляются в религию родителей, дети же достигшие этого возраста, остаются при прежней религии . З) Данное установление дополнить следующим: лица, причисленные к православным, но в действительности исповедующие христианскую религию, к которой принадлежали до причисления к православию сами или их предки, по их желанию исключаются из числа православных. 4) Разрешить христианам любого исповедания, берущим на воспитание не окрещенных подкидышей и детей не установленных родителей, окрестить по их обряду своей религии . В связи с указом о веротерпимости в России значительно окрепли надежды на воссоединение католической и православной Церквей. С целью сближения католиков с православными, для пропаганды воссоединения Церквей и обмена мнениями по этому вопросу всех работающих в этом направлении в 1908, 1909, 1911 г.г. созываются общеславянские конгрессы в Моравии, в городе Велеграде .Декретом папы от 22 июня 1907 г. русский язык признан в католической Церкви вторым церковным языком .Оживилась деятельность за воссоединение Церквей и в русском обществе, в среде интеллигенции, православного духовенства и дворянства. В 1906 г. в Петербурге вступили в доминиканский орден (в его монашеские и светские отделы) около 6000 человек.Переходят в католичество князь Белосельский, православные священники: С. Веритин, И. Сторожев, А. Зерчанинов, Сусалев, А. Дейбнер, Абрикосов, А. Еврейнов, А. Сипягин. В Москве вокруг C. Соловьева (племянника умершего В. Соловьева) собирается группа людей, поставившая своей целью повернуть православную Церковь на путь воссоединения с Апостольской Столицей . Кандидаты в священники уезжали во Львов к митрополиту Шептицкому (митрополит украинской католической Церкви), и он обращал их в католическую веру.За воссоединение Церквей в 1907 г. выступило “Братство по прославлению Креста”, основанное Н. Н. Неплюевым .В 1911 г. председатель Совета Министров Столыпин дает согласие на создание русской католической Церкви и ее экзархата. В Петербурге и Москве создаются общины этой Церкви, открываются ее храмы. Генеральным викарием русских католиков становится священник А. Зерчанинов, подчиненный митрополиту католической Церкви византийско-славянского обряда А. Шептицкому, который в 1908 г. в деле воссоединения Церквей получил от папы Пия Х большие полномочия и специально ездил в Россию для организации экзархата русской католической Церкви .В 1906 г. А. Зерчанинов основал в Петербурге русскую католическую Церковь .Появилась на русском языке и католическая печать. Это ежемесячники “Вера и жизнь” и “Слово истины”. Они выходили до начала 1-ой Мировой войны.Начавшееся движение за воссоединение Церквей в России, к сожалению, было приостановлено 1 Мировой войной 1914-1917 г. Было отменено разрешение на создание русской католической Церкви, прекращено издательство католических журналов “Вера и жизнь” и “Слово истины”.После свержения монархии в России и образования Временного правительства снова оживляется деятельность русских католиков. Митрополит Шептицкий, после захвата русскими войсками в 1916 г. Галиции, был вывезен вначале в город Курск, а затем в город Суздаль и помещен в Спасо-Евфимьевском монастыре. После февральской революции 1917 г. он получил разрешение покинуть Россию. Но он не воспользовался этим, а приступил к организации русской и украинских католических Церквей в России.В Петрограде были собраны представители русской католической Церкви и с 29 по 31 мая 1917 г., под председательством А. Шептицкого состоялся ее синод. 8 августа 1917 г. Временное правительство дало этой Церкви право на легальное существование. Состоявшийся синод избрал священника Леонида Федорова экзархом русской католической Церкви и утвердил ее церковный устав из 68 пунктов. 1 марта 1921 г. Апостольская Столица утвердила Л. Федорова экзархом русской католической Церкви.

Ответов - 0



полная версия страницы