Форум » » Старообрядчество во времена Петра Великаго » Ответить

Старообрядчество во времена Петра Великаго

р.Б. Кириллъ: Пособіемъ при составленіи очерка служили слѣдующія книги: С.Князьковъ, Изъ прошлаго русской земли(Время Петра Великаго)-Книга для чтенія по русской исторіи въ школѣ и дома.Типографія Т-ва И.Д. Сытина,Москва.-1909. И.Посошковъ,Зерцало безыменнаго творца, на раскольниковъ обличеніе;СПБ.- 1889. Петръ самъ относился къ старообрядству довольно терпимо, если не наталкивался въ немъ на политическое противодѣйствіе своей деятельности. Въ 1702 году, когда раз¬неслась весть, что царь идетъ отъ Архангельска на Ладогу и черезъ Олонецкія дебри стали прокладывать дорогу, близко подошедшую къ Выгу, то отшельники стали готовиться къ смерти, приготовили смолу и солому въ часовнѣ и думали зажечься, когда придетъ «онъ». Но когда Петру доложили, что недалеко отъ его пути живутъ «раскольники», то онъ сказалъ: «Пускай себе живутѣ!» и прослѣдовалъ дальше. Разсказываютъ, что разъ онъ спросилъ: «Каковы купцы изъ раскольниковъ ? честны ли и прилежны ли ?» — когда ему ска¬зали, что честны и прилежны, государь замѣтиль: «Если они подлинно таковы, то по мнѣ пусть веруютъ, чему хотятъ, и когда ужъ нельзя ихъ обратить отъ суеверія разсудкомъ, то, конечно, не пособить ни огонь ни мечъ; а мучениками за глупость быть — ни они той чести не достойны, ни государство пользы имѣть не будетъ».Ставъ на эту точку зрѣнія, Петръ потребовалъ отъ старообрядцевъ одного: чтобы они безпрекословно исполняли гражданскія обязанности, и если это исполненіе совершалось не токмо за страхъ, но и за совесть, Петръ предоставлялъ любящимъ старые обряды и книги молиться какъ хотятъ; запрещалась только проповедь старообрядства, и когда новгородскій митрополитъ указалъ царю на Семена Денисова, какъ на вреднаго церкви учителя старообрядства, искуснаго на словахъ, ученаго и деятельнаго проповѣдника, Петръ, по сказанію исто¬рика Выговской пустыни, «взявъ онаго Симеона передъ себя и, испытавъ изъ тиха на словахъ и поговоря мало, ни его отпустити, ни испытати жестоко не повелѣ; тако же и митро¬политу не повелѣ, оставилъ его тако», т.-е. въ заключеніи, но когда Семену удалось бѣжать, то хотя всѣ знали, что онъ ушелъ въ Выгу, его тамъ не тронули. «Съ противниками церкви,—говорилъ другой разъ Петръ,—надлежитъ съ кро¬тостью и разумомъ поступать по апостолу: быхъ беззаконнымъ яко беззаконенъ да беззаконныхъ пріобрящу, а не такъ, какъ нынѣ, жестокими словами и отчужденіемъ».

Ответов - 0



полная версия страницы